ВВЕДЕНИЕ В ЗАКОН БОЖИЙ

Дорогая сестра, дорогой брат!

Я вижу у Тебя на груди лилию с изображением св. Победоносца Георгия, убивающего змея копьем, на конце которого находится крест - эмблема и сила нашей веры, наших душ. Господь наш Иисус Христос принял земную смерть на кресте и, вознесясь на небо, оставил его нам в помощь и защиту от власти тьмы. Недаром первый закон разведчиков начинается словами: "Разведчик верен Богу... ". Верою в Бога держалась с древних времен Русская земля. Много горя и лишений пришлось перенести России на ее историческом пути. Но всегда, в самые тяжелые, переломные моменты, Господь простирал Свою руку по вере народа и молитвам св. Церкви и помогал ему. Мы верим, что Он и сейчас поможет ему выбрать свой новый путь. К этому мы должны готовиться, набираться духовного опыта и знаний.

Перед тем как идти в далекий поход, в разведку, мы тщательно готовимся; узнаем, какого зверя нужно остерегаться, где найти питьевую воду, как согреться в холодную дождливую ночь, как сделать себе убежище, найти пищу в лесу. С еще большей тщательностью мы должны подготовляться в путь-разведку нашего духовного роста - подготовку к вечной жизни во Христе. Отчасти мы уже на него вступили, так как наши разведческие законы составлены в духе верности и любви к Богу и к ближним.

Хотя кругом соблазнов, может быть, не меньше, чем во времена первых христианских мучеников, мы, однако, находимся в лучшем положении, так как св. Православная Церковь приготовила нам в помощь многие испытанные средства, проверенные поколениями наших предков. Но, конечно, Ты должен уметь ими пользоваться.

В первую очередь нас защищает Божественная сила Животворящего Креста, переданная Господом при распятии. Молитвы Пресвятой Богородицы и всех святых, включая новомучеников Российских, принявших мученический венец от воинствующего атеизма, являются (говоря современным языком) "прямым проводом" к Престолу Божьему. Всеобщая единовременная молитва всей Церкви во время богослужений, в особенности во время литургии, когда верующие, причащаясь, приближаются ко Господу и соединяются с Ним, - наша главная опора в жизни.

Разведчики должны стремиться к познанию основ нашей веры. Нам душеполезно помогать в храме и церкви прислуживанием, чтением, пением, украшением церкви. Во время богослужений все могут принимать участие в общих молитвах, вникая в их смысл, открывая свое сердце Богу.

Проходя 3-й разряд, мы познакомились со значением молитвы и с тем, как Сам Господь Иисус Христос молился и учил апостолов. Мы выучили Господню молитву "Отче наш", хвалу Богородице "Достойно есть" и Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя... ", мы понимаем значение св. Пасхи, Рождества Христова и знаем, как эти праздники справлялись в Древней Руси. Во втором разряде мы углубим свои знания о св. Православной Вере и, в частности, о молитвах.

После пробуждения от сна наша первая мысль должна быть о Боге, чтобы Он помог нам стать лучше и ежедневно помогать ближним. Перед тем как уснуть, Ты последние слова должен обратить к Богу: Ты благодаришь Господа за прошедший день. Мысль о Боге, возвышение сердца к Нему - это и есть молитва.

Во время большинства молебнов и служб читаются следующие молитвы:

Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякие скверны, и спаси Блаже, души наша... Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас (трижды)... Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, Аминь... Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имени Твоего ради... (потом следует "Отче наш... ", смотри в 3-м разряде).

Итак, осенив себя крестным знамением, призовем на помощь Святого Духа и начнем:

Утренняя молитва

Восстав от сна, собравшись с мыслями, обратимся ко Господу с утренней молитвой:

К Тебе, Владыко человеколюбче, от сна восстав, прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, молюся Тебе: помози мне на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи, и диавольского поспешения и спаси мя, и введи в царство Твое вечное. Ты бо ecu мой Сотворитель, и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу воссылаю, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

В этой утренней молитве мы обращаемся ко Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу, называя Его Владыкой, т. е. Царем и человеколюбцем - за Его любовь к нам.

Обращаясь к Нему, мы обещаем, что будем стараться делать только добрые дела, надеясь в этом на Его помощь. Дальше мы просим Господа избавить или удержать нас от злых дел и от помощи дьявола - зла. Затем мы просим Бога, чтобы Он нас спас и ввел в Свое вечное царство. Зная, что Господь нам дал жизнь и всегда заботится о нас, мы на Него надеемся и прославляем на вечные времена.

Вечерняя молитва

Отходя ко сну, постарайся забыть на время о прошедшем дне, успокойся, перекрестись и потихоньку прочти: Господи Боже наш, еже согреших во дни сем словом, делом и помышлением, яко благ и человеколюбец прости ми; мирен сон и безмятежен даруй ми; Ангела Твоего Хранителя поели, покрывающа и соблюдающа мя от всякого зла. Яко Ты ecu хранитель душам и телесем нашим, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы прежде всего вспоминаем о тех грехах -злых делах, которые мы сделали в течение дня: на словах, в делах или даже в мыслях, и просим у Господа прощения. Затем мы просим, чтобы Бог дал нам мирный, спокойный сон. Поскольку во время сна мы не сможем себя охранять, то мы просим Бога, чтобы Он послал нам Ангела-Хранителя, который бы защищал нас от зла. Признавая, что только Бог есть наш настоящий Хранитель, мы возносим Ему славу,

выражая веру в святую Троицу: Отца, Сына и Духа Святого, как в этот вечер, так и на вечные времена.

Тропари

В третьем разряде мы познакомились с жизнеописаниями св. блаженной великой княгини Ольги, покровительницы разведчиц, и св. Победоносца Георгия, покровителя Организации.

На праздниках Организации и днях св. Ольги и св. Георгия мы поем их тропари. Мы их должны знать наизусть:

Тропарь св. Георгию:

Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче, Победоносче, Великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим. По-русски: Ты -освободитель узников и защитник нищих, врач больных и царей помощник, Победоносче Великомучениче Георгие, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Тропарь св. Ольге:

Крылами богоразумия вперивши твой ум, возлетела ecu превыше видимые твари: взыскавши Бога и творца всяческих, и того обретши, паки рождение крещением приняла ecu. Древа животного наслаждающися, нетленна во веки пребываеши, Ольга приснославная. По-русски: Окрылив твой ум крыльями богопознания, ты возлетела выше видимого мира; Ольга славная, поискав Бога и Творца всего, ты обрела Его, и приняла (благодатное) возрождение через крещение. И (ныне), наслаждаясь (плодов) древа жизни (райского), ты навеки остаешься бессмертной.

Двунадесятые праздники

В нашей Церкви, кроме Пасхи и Христова Воскресения, главных праздников - двенадцать. Они очень чтутся, нам полагается обязательно бывать на службе, и поэтому мы должны знать их смысл.

Годовой цикл начинается с праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождество Пресвятой Богородицы

Вблизи Иерусалима жили бездетные и уже немолодые муж и жена, Иоаким и Анна, происходившие из рода царя Давида. У евреев считалось Божьим наказанием за грехи, если у них не было детей. Им тяжело было, но они не роптали на Бога, а только сильнее молились Ему о рождении ребенка. Однажды, когда Иоаким ушел на гору молиться, Анна заметила в саду гнездо с птенцами. Она, обливаясь слезами, стала горячо молиться Богу, чтобы он дал ей ребенка. Горячая молитва Анны, в которой она обещала посвятить свое дитя Богу, была Им услышана. Через несколько месяцев родилась у Иоакима и Анны дочь, которую назвали Марией.

Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна, следуя обещанию, повели ее в Иерусалимский Храм. У входа ожидал Марию Первосвященник. По откровению Божию он ввел ее не только в храм, но и в Святая Святых, куда сам имел право входить только раз в год.

Мария осталась при храме. Она училась и работала, готовя себя на служение Богу и людям.

Благовещение

Дева Мария жила при храме, учась и работая. Когда она выросла и дала обет девственности, ее взял к себе в дом дальний родственник Иосиф, вдовец, у которого уже были дети. Ее обручили с ним, но женой ему она не стала.

Однажды, когда она была одна, занимаясь чтением Св. Писания и Богомыслием, явился к ней Ангел и сказал: "Радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Благословенна Ты между женами! "

Видя ее смущение, Ангел сказал ей: "Не бойся, Мария. Ты получила благодать у Бога: у Тебя родится сын, и Ты назовешь Его Иисус. Он будет Сыном Бога Всевышнего. On будет царствовать над Израилем, и Царству Его не будет конца!"

Когда Мария спросила, как же она может иметь сына, когда она не знает мужа, Ангел ей сказал: "Дух Святой найдет на Тебя, и Сила Божия осенит Тебя.

Поэтому Свято будет рожденное от Тебя и назовется Сыном Бога. Вот родственница Твоя Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит дитя: у Бога не останется бессильным никакое слово. "

Мария покорно стала ожидать рождения сына, обещанного Богом.

В России это был женский праздник. В старину женщине не полагалось ничего делать в этот день. Старая русская поговорка гласит: "На Благовещенье птица гнезда не вьет. "

Рождество Христово

Иосиф и Мария жили в Назарете, маленьком селении на север от Иерусалима. Когда подошло время рождения Сына Божия, вышел приказ римского императора Августа о всенародной переписи, причем каждый должен был регистрироваться в том месте, откуда он родом. Так как Иосиф и Мария были рода царя Давида, то они отправились в Вифлеем, откуда и был родом царь Давид.

Пришедши в Вифлеем, они не нашли себе места ни в одном доме - так много уже пришло сюда людей. У окраины города нашли пещеру, куда в непогоду пастухи прятали скот. Там ночью и родился у Девы Марии Сын - Иисус Христос, наш Спаситель.

Первыми об этом узнали ближайшие пастухи, увидя на небе множество ангелов, прославляющих Бога и поющих: "Слава в вышних (па небесах) Богу и на земле мир, в человецех благоволение". Пастухи прибежали к пещере, поклонились Божественному Младенцу и принесли ему свои дары.

День Рождества Христова в церкви и дома мы празднуем особенно торжественно. До первой звезды не полагается ничего есть - вспоминая звезду, приведшую волхвов к Спасителю, а дома зажигаем красиво украшенные елки. Потом ходим от дома к дому, по больницам, богадельням и сиротским домам и колядуем, поем старинные песни, прославляя Христа и Пресвятую Богородицу.

Сретение Господне

По еврейскому церковному правилу каждый мальчик должен был приноситься в сороковой день матерью в храм. Иосиф и Мария также принесли младенца Иисуса и жертву за него - двух

голубиных птенцов. Встретил их при входе в храм старец Симеон, которому было сказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира (переводя библию на греческий язык, он усомнился в значении фразы предсказания: "Дева родит Спасителя мира" и хотел переменить на "жена", но Ангел его остановил). Ему было открыто, что именно это дитя и есть Спаситель, и он, с благоговением взяв Его в руки, сказал: "Теперь Ты отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как увидели глаза мои спасение Твое, которое Ты приготовил для всех людей; свет для язычников и слава людей Твоих - Израиля ".

При храме жила пророчица Анна, восьмидесяти четырех лет (что в то время было очень преклонным возрастом), и она прославляла Бога, говоря всем, что на землю явился Спаситель, Иисус Христос. В воспоминание этого праздника полагается в сороковой день после рождения приносить ребенка в церковь. Обычай этот называется "воцерковлением".

Крещение Господне

Перед рождением Иисуса Христа у Елизаветы и Захарии, родственников девы Марии, родился сын, названный Иоанном.

Молодым человеком он посвятил себя Богу, удалился в пустыню, где все время проводил в посте и молитве. Выйдя из пустыни, он стал проповедовать о пришествии Спасителя мира и, призывая людей к покаянию, крестить их в водах реки Иордан.

Когда подошло время, к нему пришел Иисус Христос и попросил крестить Его. Зная по откровению, что Иисус Христос Сын Божий, Иоанн сказал, что ему самому нужно креститься у Христа.

На это Спаситель отвечал ему: "Мы должны исполнить проповеданную тобой Правду Божию ". По крещении открылось небо, и Святой Дух в виде голубя сошел на Иисуса Христа, и был слышен голос Бога Отца с небес: "Вот Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ".

Этот день еще называют праздником Богоявления, т. к. Он явился во всех трех лицах - Бога Отца, Сына и Святого Духа.

В этот день в церквях освящают воду в память того, что воды Иордана освятились, когда в них крестился Христос.

Преображение Господне

Приближалось время, когда Иисус Христос должен был идти в последний раз в Иерусалим, чтобы там пострадать за людей. Однажды он взял с собой своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, поднялся с ними на высокую гору Фавор и стал молиться. Ученики Его от усталости заснули. Внезапно их разбудил сильнейший свет, и они увидели, что одежды Спасителя стали блистающими, как снег, и лицо Его сияло светом, которого не мог выдержать глаз человека. Рядом со Спасителем увидали они пророков Моисея и Илью, с ним беседовавших о Его страданиях, смерти и Воскресении. Вдруг над ними явилось облако, из которого слышен был голос, сказавший, как при крещении Спасителя: "Вот сын Мой возлюбленный. Его слушайте ".

Так Христос, преобразившись, показал Себя апостолам в Своей славе. Одновременно он им открыл, какими будут люди в Царствии Небесном.

В праздник Преображения -19 августа (6-го по ст. стилю) в церковь приносят для освящения плоды земли.

Вход Господен в Иерусалим

Приближался праздник еврейской Пасхи, когда в Иерусалиме собиралось много народа, чтобы помолиться в храме. Совершив воскрешение Лазаря, Спаситель с учениками тоже пошел в Иерусалим. Подходя к городу, Он послал двух учеников, чтобы они привели молодого ослика, на которого еще никто не садился. Сев на него, Спаситель поехал в Иерусалим.

Увидав Христа, окруженного учениками, народ, бывший в Иерусалиме, толпами шел Ему навстречу, т. к. знал, что он только что совершил великое чудо, воскресив Лазаря. Они думали, что Господь идет принять царство Свое, и встречали Его криками, которыми всегда встречали царей: "Осанна (т. е. "да здравствует"), благословен грядущий во имя Господне, царь Израилев!"

Люди постилали по дороге свои одежды, резали ветки пальмовых деревьев и несли их. Войдя в храм, Христос изгнал всех торговавших там и исцелил многих больных. Все новые толпы народа сбегались к нему, и дети, находившиеся в храме, громко кричали: "Осанна Сыну Давидову!"

В память этих событий за неделю до Пасхи отмечаем мы этот праздник.

В России в это время, ранней весной, обычно только ветки вербы начинают цвести, и поэтому в этот день в храмах молящиеся стояли с ветками вербы в руках и самый день назывался Вербным Воскресеньем.

Воскресение Христово

В ночь с субботы на воскресенье воскрес Господь наш Иисус Христос. Ангел Господен явился и отвалил камень от могилы Спасителя. Воины, стерегшие могилу, испугавшись Его блистающего вида, упали, как мертвые, а затем разбежались.

На рассвете благочестивые женщины, ученицы Христа, пришли ко гробу и увидали открытую могилу и на ней Ангела в блистающей одежде. Он им поведал о Воскресении Христовом и указал сообщить другим. Позже Мария Магдалина первая увидала Спасителя и побежала, чтобы рассказать об этом апостолам.

Пасха, Воскресение Христово - самый большой праздник в году. Ровно в полночь, перед днем Пасхи, служат Светлую Заутреню.

Храм весь светлый, в цветах, священники в самых красивых облаченьях, молящиеся стоят с зажженными свечами и, как вести Ангела, ждут пасхальных песнопений. Крестный ход с хоругвями и иконами выходит из храма и троекратно обходит его кругом. Двери храма закрыты, как гроб Христов. Во главе крестного хода священник, сияя радостно, пением сообщает нам благую весть:

"Христос Воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробах живот даровав", т. е. победил смертью смерть и дал жизнь тем, кто был в гробах.

Распахиваются двери, и крестный ход входит в храм, наполняя его радостным пением и светом зажженных свечей. Начинается служба, полная пения и радостных возгласов: "Христос Воскресе!" - "Воистину Воскресе!"

Все, как братья и сестры, обнимаются и трижды целуются, в радости о вести Воскресения забывая горе и обиды.

А дома уже все приготовлено, чтобы достойно разговеться после долгого Великого поста. Эту радость передают друг другу все, угощают лучшим, что имеют, христосуются и дарят красные яички.

Вознесение Господне

В сороковой день после Своего Воскресения Христос собрал апостолов в Иерусалиме и после беседы взошел с ними на гору Елеонскую.

Там, подняв руки и благословив их и Богородицу, стал возноситься на небо. Вскоре облако скрыло Его из глаз учеников. Тогда явились два Ангела и сказали им: "Что вы стоите и смотрите па небо? Иисус, вознесшийся па небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим па небо ".

Праздник Пятидесятницы или день Святой Троицы

На десятый день после Вознесения и на пятидесятый день после Пасхи наступал еврейский праздник Пятидесятницы. Все апостолы были вместе в доме. Внезапно раздался шум, как бы от сильного, несущегося ветра. Это Дух Святой сошел с неба. Шум наполнил весь дом, где они были, и вдруг над каждым из апостолов остановился как бы огненный язык, и они стали говорить на разных языках.

В этот день в Иерусалиме было много людей из разных стран, и они удивлялись, как простые галилейские рыбаки вдруг заговорили на разных языках. Когда апостолы стали проповедовать, то все замолкли. Многие уверовали во Христа. В тот день крестились около трех тысяч человек. Они остались с апостолами, учась у них. День Святой Пятидесятницы мы празднуем в честь св. Троицы: Бог-Отец по любви к нам послал Сына Своего на землю, Бог-Сын, живя среди людей, научил их любви к Богу и ближним, пострадал на кресте за грехи людей, воскрес и вознесся на небо, от Отца сошел Святой Дух, обещанный Христом Утешитель. Поэтому праздник этот тоже называется Троицыным днем.

По нашей слабости мы часто грешим и отдаляем от себя Духа Святого. Надо чаще молиться и призывать Святого Духа на помощь.

Успение Богоматери

Прошло много лет после Воскресения Христа. Приближалось время смерти Божьей Матери. За

три дня до смерти Ей опять явился архангел Гавриил и сказал, что приближается час Ее смерти. Божья Матерь созвала всех апостолов, которые были в Иерусалиме, не было только Фомы. В назначенный день Божья Матерь лежала на постели, радостно приготовившись к смерти, а апостолы и близкие окружали Ее с зажженными свечами. Внезапно горевшие свечи потускнели, и в ярких лучах света, наполнившего комнату, апостолы увидали Христа, которому радостно, как бы уснув, отдала Божья Матерь Свою душу.

Много чудес сопровождало ее погребение. Еврейскому священнику Афонию, хотевшему опрокинуть гроб Богоматери, Ангел отрубил руки. Раскаявшись, он был исцелен апостолом Петром.

Когда через три дня пришел апостол Фома, то он просил отвалить камень от гроба, чтобы проститься с Богородицей. Когда отвалили, Божью Матерь там не нашли.

Она им явилась во время преломления хлеба, стоящая в воздухе, и сказала им: "Радуйтесь, Я с вами во все дни!"

Воздвижение Святого Креста Господня

Около трехсот лет прошло с крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа. Христианство, несмотря на жестокие преследования, все более и более распространялось по всей земле, привлекая к себе и бедных, и богатых, и могущественных, и слабых. Страдания и подвиги мучеников укрепляли веру других.

Когда римским императором стал Константин Великий, мать которого была христианкой, была тяжелая война с правителем города Рима. Накануне решительной битвы Константин и все его войско увидели на небе крест с надписью: "Сим победиши". Во сне Константин увидал Христа, и Тот ему указал сделать на знаменах своих войск кресты, чтобы победить. После победы Константин прекратил преследования христиан, а на главной площади Рима поставил статую с крестом.

Мать императора Константина по его просьбе поехала в Иерусалим и нашла Крест Господен, зарытый под языческим храмом.

Много народа стеклось в город поклониться Кресту Господню, и многие не могли его увидеть. Тогда епископ стал его воздвигать, а народ повторял: "Господи, помилуй!" В память о воздвижении Креста мы поем тропарь: КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛОНЯЕМСЯ, ВЛАДЫКО, И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ ТВОЕ СЛАВИМ.

Символ веры

Символ веры есть краткое изложение того, во что должны веровать христиане.

В символе веры сохранилось истинное апостольское вероучение. Со времен святых апостолов были между христианами, как есть и теперь, люди, которые неправильно толковали Божественное учение и, по гордости своей, заводили споры, доказывая, что они правы. Для разрешения сомнений пастыри Церкви Христовой собирались вместе на соборы. Соборы были поместные, т. е. созывавшиеся для пастырей одной какой-нибудь страны, или вселенские, на которые собирались пастыри Церкви по возможности со всей "вселенной", т. е. со всей земли.

Вселенских соборов было семь. На первых двух и был составлен Символ Веры (в 325 и 381 годах по Рождестве Христовом) для охранения верных от лжеучений.

Символ веры состоит из следующих 12 частей (или членов):

1. Верую во единого Бога Отца. Вседержителя, Творца небу и земли видимым же всем и невидимым. Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земле, всего видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна. единосущна Отцу, им же вся быша.
И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков;
Света от Света, Бога истинного, от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшася. Для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по писанием. И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророков).
6. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И восшедшего на небеса и сидящего с правой стороны Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И того, кто придет со славою судить живых и мертвых, царству которого не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящего. Иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшаго пророки. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, Которому поклоняемся и Которого прославляем равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9. Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. И во единую святую соборно-вселенскую и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Исповедую одно крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых. Ожидаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь. И жизни будущего века. Истино так.

Внутреннее устройство храма

Храмы разделяются на три части: притвор, средняя часть храма и алтарь.

  • 1. Престол
  • 2. Жертвенник
  • 3. Горнее место
  • 4. Диаковик
  • 5. Царские врата
  • 6. Южные двери
  • 7. Северные двери
  • 8. Амвон
  • 9. Клиросы
  • 10. Солея
  • 11. Храм
  • 12. Притвор
  • 13. Колокольня
  • 14. Паперти

Войдя во храм, мы попадаем в притвор. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т. е. люди, готовящиеся ко св. Крещению. Здесь мы можем купить свечи, подать прошение о своих близких, живущих и усопших.

Далее мы переходим в среднюю часть храма, которая предназначается для молитвы верных, т. е. лиц, уже принявших крещение. Главные места этой части - солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея - возвышенная часть храма перед иконостасом, для того чтобы богослужение было лучше видно для богомольцев.

Амвон - полукруглая часть солеи против Царских Врат. С нее читаются ектеньи, Евангелие и произносятся проповеди.

Клиросы - конечные боковые места солеи, где помещаются чтец и певцы (если нет хоров над притвором).

Иконостасом называется стена, отделяющая церковь от алтаря и обставленная иконами. В иконостасе три двери, ведущие в алтарь. Средние двери называются Царскими, а боковые -Северными и Южными. На Царских Вратах икона Благовещения и четырех Евангелистов. На боковых дверях - икона Архангела или одного из архидиаконов. По сторонам Царских Врат справа - образ Спасителя и храмового праздника, а слева - Божьей Матери и особо чтимого святого. Сверху Царских Врат - икона Тайной Вечери, а по сторонам - иконы двунадесятых праздников.

Алтарь составляет главнейшую часть храма, предназначенную для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь символизирует небо, жилище самого Господа. Главные предметы в алтаре: св. Престол, Жертвенник и Горнее место.

Святым Престолом называется стол, находящийся в алтаре против Царских врат. Он символизирует трон Господа, на котором Он таинственно присутствует во время богослужения. В престол влагаются частицы св. мощей. На престоле находятся: Дароносица (Дарохранительница), Напрестольный Крест, Антиминс и Напрестольное Евангелие.

tmp58-75.jpg

Церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове.

I. Главный (летний) храм

  • 1. Престол главного алтаря (Рождества Богородицы)
  • 2. Жертвенник главного алтаря
  • 3. Горнее место
  • 4. Престол и жертвенник бокового придела (Преп. Кирилла Белоезерского)
  • 5. Иконостас
  • 6. Царские Врата
  • 7. Икона Спасителя (Спас Нерукотворный)
  • 8. Икона Божией Матери (Владимирская)
  • 9. Храмовая икона (Рождества Богородицы)
  • 10. Солея и амвон
  • 11. Аналой с праздничной иконой
  • 12. Клиросы для хоров

II. Трапезный (теплый) храм

  • 13. Престол и жертвенник бокового придела (преп. Сергия Радонежского)
  • 14. Престол и жертвенник бокового придела (свят. Николая)
  • 15. Иконостасы
  • 16. Солея
  • 17. Чтимая икона (Тихвинская)
  • 18. Могила Куликовских героев— преподобномучеников Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби)
  • 19. Канун (панихидный столик)
  • 20. Свечной ящик

III. Колокольня (разрушена в 1929 г. )

  • 21. Притвор
  • 22. Паперть (крыльцо)

1. Антиминс - плат со св. мощами, с изображением положения Иисуса Христа во гроб и четырех Евангелистов. На него ставятся св. Дары по внесении в Царские Врата. Без антиминса нельзя служить литургию.

2. Дарохранительница - в виде миниатюрной церкви, в которой хранятся запасные дары для причащения больных. 3. Крест и Евангелие полагаются на Престоле с целью показать, что он служит троном самого Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Жертвенником называется другой стол в алтаре, на котором приготовляется вещество для Святых Даров.

Горним местом называется пространство между престолом и восточной частью алтаря. Иногда здесь устраивается возвышение или кафедра для епископа: места для священников идут полукругом от кафедры.

Литургия

Божественная Литургия (в переводе с греческого - общее дело) представляет собой вечное повторение великого подвига любви, проявившегося в принесении Христа себя в жертву за наши грехи. Таким образом, во время Божественной Литургии мы вспоминаем историю земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, совместно творим молитвы - благодарственные, просительные, прославляем Господа нашего, Иисуса Христа, и, наконец, получаем возможность через причастие св. Тайн иметь тесное общение со Христом. Литургия является главным христианским богослужением.

Божественная Литургия делится на три главных части:

1. Проскомидию, когда совершается приготовление вещества для Таинства из хлеба и вина.

2. Литургию оглашенных, когда верующие приготовляются к участию в Таинстве.

3. Литургию верных, когда Божией благодатью состоится Таинство превращения хлеба и вина во св. Тело и св. Кровь Христову и причащения ими верных.

Проскомидия

Для совершения проскомидии требуется вино и пять квасных хлебцев, называемых просфорами, что значит "приношение", так как в древности просфоры приносились в храм самими верующими.

Просфоры сделаны из двух частей, означающих двуестество Христа, Божественное и человеческое.

Проскомидия вкратце содержит в себе элементы земной жизни Господа Иисуса Христа.

В начале проскомидии священник берет просфоры, обозначая Деву Марию, и кладет их в сосудохранительницу или в "святая святых" - в ознаменование введения Ее во храм. Затем берет просфоры и переносит их на жертвенник, продолжая как бы повествование о ее жизни, вплоть до прибытия совместно со св. Иосифом в Вифлеемский вертеп, место рождения Спасителя.

Вслед за этим из просфоры с именем Иисуса Христа вырезается "кубообразный" - представляющий Христа - Агнец Божий и кладется на дискос (плоское круглое блюдо на подставке). Это обозначает Рождество Христово и положение в ясли. Затем священник крестообразно надрезает Агнца, провозглашая: "Жрется (приносится в жертву) Агнец Божий вземляй (который взял на себя) грех мира" - и прокалывает одну из сторон "копи-ем", а в чашу наливает вино, смешанное с водой (проливается св. Кровь после прободения копьем воина).

Из второй просфоры вынимается треугольная частица в честь Божьей Матери и кладется с правой стороны Агнца.

Из третьей вынимаются 9 частиц в честь всех святых и кладутся с левой стороны.

Из четвертой - частицы за здравие живых.

Из пятой - за поминовение мертвых. Частицы из последних двух просфор кладутся под Агнцем.

Таким образом, Господа окружает вся Церковь, небесная и земная.

Молящиеся могут подавать свои просфоры, из которых священник вынимает частицы, поминая живых и мертвых.

Затем священник ставит сверху звездицу (крестообразную пирамиду) и кладет сверху дискоса и чаши покров (означающий погребальные пелены). После этого священник кадит Св. Агнца и частицы и молится о принятии св. Даров.

Тем временем в храме чтец читает "часы". Краткое содержание:

В 3-м часе вспоминаются добровольные страдания Христа до Голгофы и сошествие св. Духа на св. Апостолов.

В 6-м часе - осуждение Господа, шествие под тяжестью креста и пригвождение ко кресту.

В 9-м часе - предсмертные страдания Господа и смерть его. Одновременно вспоминается Рождество Христа, пришедшего на страдания для спасения людей.

Литургия оглашенных

В конце проскомидии священник тайно воспевает Бога словами: "Слава в вышних Богу... ", что означает славу, воспетую ангелами при рождении Спасителя.

В начальном возгласе "Благословенно Царство" священник выражает хвалу Богу за то, что Он нас привел к истинной вере. Последующая мирная ектенья (прошение к Богу), сопровождаемая молитвой священника означает, что Литургия - не только воспоминание Христовых страданий, но и забота св. Церкви о прощении наших грехов. Вместе с этим молящимся напоминается о благодеяниях Бога к людям в Старом Завете и о воплощении Сына Божия, которое было предсказано пророками. Особенно это подчеркивается в гимне "Единородный сыне... ".

Следующие за этим заповеди блаженства напоминают нам проповедь Иисуса Христа о главных качествах христианина.

Открытие царских врат во время пения заповедей блаженства означает, что Царство небесное открыто верующим. Вслед за этим, выход священника с Евангелием изображает выход Спасителя на проповедь о Царствие Божием. Свеча, которую несут перед св. Евангелием символизирует Иоанна Предтечу. Верующие, смотря на св. Евангелие, преклоняют головы и восклицают "Приидите поклонимся и припадем ко Христу... ".

Последующее пение "Трисвятой песни" подготавливает молящихся к покаянию. Дальнейшее чтение Апостола и св. Евангелия излагает жизнь и учение Иисуса Христа, необходимое для спасения души. Каждение между чтением Апостола и св. Евангелия обозначает духовное обновление после проповеди Христа и апостолов.

В сугубой ектенье перечисляются наши просьбы к Господу. В ектенье и молитвах об оглашенных св. Церковь приглашает верующих помолиться за некрещеных и напоминает, что крещеные из-за грехов могут тоже потерять благодать Божию. Обращение к некрещеным и неверным покинуть церковь является знаком, что настало время для совершения св. Таинств.

Литургия верных

Торжественным перенесением св. Даров с жертвенника на св. Престол с пением "Херувимской песни " Церковь подготовляется к Таинственной бескровной жертве. "Великий Вход " представляет собой второе явление Сына Божия - для принятия за нас страданий и крестной смерти. После входа и ектений: "Исполним молитву нашу Господеви... " присутствующие в храме приглашаются выразить свою взаимную любовь друг к другу, а затем и общую веру. Со всей церковью повторяем мы "Символ веры" - основы нашей Веры.

Когда по возгласу: "Двери, двери... "- открывается завеса Царских Врат - тихим колыханием платка над св. Дарами творится видимый образ невидимого веяния св. Духа.

По возгласу: "Вонмем, святое возношение в мире приносити " - мы благоговейно приготовляемся к духовной встрече с Богом.

Начиная совершение св. Таинства, священник призывает всех возблагодарить Господа и во время "Достойно и праведно есть, поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу... "молится, перечисляя благодати Божий...

Затем священник произносит слова Самого Иисуса Христа: "Примите, ядите, сие есть Тело мое... ", указывая на хлеб, затем, указывая на вино: "Пиите от нея вей сия есть кровь моя... " и, поднимая св. Дары, возглашает приношение Господу: "Твоя от Твоих, Тебе приносяще... " После этого - "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш ". Во время последующих молитв священника, по нашей вере, Святой Дух невидимо нисходит и освящает св. Дары, т. е. хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и Кровь Христову.

За освящением Даров и благодарственными молитвами поется хвалебная песнь Богородице "Достойно есть... " Из последующих молитв, когда поминаются несчастные, обездоленные и все люди, познаем мы глубину любви матери нашей Церкви. После возгласа священника "И даждь нам едиными усты славити и воспевати пречестное и великолепное имя Твое" - обращаемся мы словами молитвы Господней - "Отче Наш" - к Богу.

И вот открываются Царские врата, является чаша Спасения со святыми Дарами - как Воскресение Христа. Со словами "со страхом Божиим и верою приступите " мы, редко подходящие ко св. Причастию, невольно думаем о том, как далеки мы от чистоты древних христиан, причащавшихся за каждой литургией... При последнем явлении св. Даров, как при Вознесении Господа, вспоминаем его обещание таинственно быть с нами всегда.

С чувством любви и благодарности ко Спасителю нашему выходим мы из храма, стараясь распространять эту любовь на наших близких, на окружающих нас людей, делая им добро, ради страдавшего за нас и спасающего нас Иисуса Христа.

Сайт создан в системе uCoz